Если поставить модель лицом к солнцу или около того (в ясную погоду или в облачную — не важно), то результат почти всегда откровенно лучше, чем если повернуть ее к нему спиной. Чистые лучи падают на кожу и дают чистые цвета и хорошую детализацию.
Работа нашей ученицы Яны Филатовой
Но зимой погода не просто облачная, она просто жутко облачная! Результаты лицом свету и спиной к нему отличаются не так сильно, но все-таки разница есть. Как ни крути, а если свет напрямую падает на лицо, то все получается чище и качественнее.
Проблема только в том, что в суперпасмурную погоду определить, откуда идет свет, становится трудно. На глаз он везде одинаковый… На камере на первый взгляд тоже — только дома за монитором мы понимаем, что снимки что-то сероваты и вообще не очень(
Как быть? Как определить, как лучше поставить модель? Делимся несколькими способами:
1. Вспомните, откуда встает и куда садится солнце в течение дня в вашем городе.
В Самаре, например, оно почти всегда садится в Волгу, а встает с противоположной стороны. В течение года немного перемещается, но не принципиально. Так что можно почти не думая повернуть модель лицом туда, где, по предположению, находится солнце в это время дня.
Свет вечером со стороны воды.
2. Посмотрите на тени от ног.
Иногда случается так, что здания загораживают прямой свет от солнца. Этот самый свет отражается от разных стен и может светить оттуда, откуда вы и не предполагаете. Тогда посмотрите себе под ноги, пошевелите ими — в какую сторону падают тени? по их направлению можно понять, откуда идет свет и развернуть модель в ту сторону.
Свет справа, хотя солнце сейчас находится слева. Просто загорожено зданием.
Одна проблема: зимой сугробы отражают все на свете и формируют отдельный светотеневой рисунок снизу у ног. Сверху в районе лица он может быть другим — так что будьте внимательны.
3. Сфотографируйте дважды.
Вытяните руку или попросите модель повернуться в какую-то сторону. Настройте камеру и сделайте снимок. Теперь развернитесь на 180 градусов и, не меняя настроек, сделайте еще один кадр с рукой или с моделью. Где получилось светлее — там и свет удачнее.
4. Переведите камеру в чб и повысьте контрастность.
Так вы лучше увидите тени, а по ним можно будет понять, откуда идет свет. Особое внимание — плечам и макушке. Если они светятся, значит, свет либо бьет строго сверху, либо из-за спины модели.