Как снимать художественно

Рассказывает руководитель фотошколы PhotoCraft Соня Лебедева.
«Эх, если бы был на свете готовый рецепт!.. Чтобы р-р-раз — и все твои портреты полны гармонии и смысла…
Увы и ах, быстрого способа, как фотографировать действительно художественные портреты, пока не придумали.
Но несколько советов я вам все же дам.

1. Почувствуйте разницу.


Чем художественный портрет отличается от обычного?

Он отличается тем, что в нем повышенный уровень эстетики или смысловой нагрузки. Или и того, и другого.

И если, фотографируя подружку, вы понимаете, что в кадре нет ни глубокой эмоции, ни цепляющего сюжета, ни чего-то по-настоящему красивого — это не художественный портрет. Это рядовая проходная карточка. Возможно, она не плохая. Но все-таки рядовая.
фото из интернета
Совет: перестаньте работать со знакомыми людьми в качестве моделей. Берите тех, кто обладает нужными внешними данными и, желательно, опытом. Так вы не будете зависеть от тех эмоций и ощущений, что испытываете к конкретному человеку, а больше сконцентрируетесь на своей идее. Плюс чужой человек обязательно спросит про одежду, фон, сроки и прочее — а это даст вам лишний повод задуматься и сделать всё как следует.

2. Планируйте.


Если вы задались целью снимать художественно, то вам придется досконально продумать детали будущей фотосессии.

Варианты могут быть разные. Может, вы будете снимать девушку в трамвае. В каком трамвае? Какую девушку? Как она будет одета? Что она там делает? Она грустит? Или мечтает?

Я прорабатываю свои фотосессии по определенному пошаговому плану. Это помогает ничего не забыть и достичь оптимальных вариантов. Например, для этого кадра я даже рисовала эскиз и продумывала постановку света, чтобы ничего не упустить:

Совет: прописывайте все на бумаге. И делайте эскиз, хотя бы плохонький. Если вы будете хотя бы понимать, где что должно стоять и как условно должен падать свет, результат всегда будет лучше.

3. Оплачивайте расходы сами.

Не стоит делить расходы пополам с моделью. Если вы всё сделаете сами, то она с большей отдачей будет выполнять ваши пожелания. Не будет ситуаций типа «Это платье мне не идет — не буду! а давай вот так — типа я секси? а чего я все время на фотках грустная? а почему вот тут ты меня показал такой худощавой — я что, зря попу качаю в спортзале?!»

После этой съемки Юля не смогла отмыть волосы, так что крашенные пряди пришлось отрезать. Но претензий нет — ведь она согласилась на бесплатную съемку и сама не потратила ничего, кроме времени.
Я оплачиваю на съемках все, что необходимо. Так я максимально контролирую ситуацию, плюс модели потом не трясут фотографии так агрессивно))) А еще это ограничивает меня от ненужных съемок — если идея того не стоит, то я не буду на нее тратиться. А значит, и время не буду выделять на то, что не принесет удовлетворения.

Совет: чтобы не обанкротиться, общайтесь и договаривайтесь с самыми разными творческими людьми. Если вы раз за разом будете выкладывать классные снимки, то визажистам, парикмахерам, стилистам и декораторам будет за радость поработать с вами бесплатно. А доступ к некоторым интерьерам и реквизиту можно иногда получить за какую-нибудь услугу или просто оказавшись в нужное время в нужном месте, где получилось познакомиться с нужным человеком. Так что на творческие вечеринки лучше ходить, причем не за весельем, а именно за связями.

Чтобы получить разрешение фотографировать в библиотеке в музейном зале, я предварительно поснимала репортаж одного из библиотечных мероприятий. Если бы не такое сотрудничество, меня бы туда не пустили даже за деньги.
4. Не полагайтесь на обработку.

«Буду делать волшебника, а сияние вокруг палочки потом дорисую». Конечно, есть на свете мастера, которые могут дорисовать такое достаточно мастерски. Но сможете ли вы?

Если планируете магию в кадре, то стоит как следует подумать о том, как бы получше реализовать ее уже в процессе съемки. Вспоминаем, опять же, кино. Кому нравятся дешевые спецэффекты? Ни-ко-му. Так что изучайте свет и композицию и учитесь создавать атмосферу с их помощью.


Совет: имитируйте свет от конкретных источников, чтобы добиться нужного эффекта. Снимаете ночью — имитируйте свет от фар или фонарей. Съемка со свечами — подайте хоть где-нибудь теплый неяркий свет, похожий на свет от огня, и так далее. И не надейтесь, что свеча или фонарь сами по себе всё сделают. Подробнее об этом расскажу на МК.

5. Повторяйте и экспериментируйте.

Брать за основу чужую работу — весьма неплохой ход. Один в один скопировать не выйдет, но опыт будет хороший — тогда увидите, чего еще вам не достает до уровня мастера.

Сперла композицию и позу у какого-то питерского фотографа, а идею с дымкой на заднем плане — у другого.
Я долгое время так и поступала — смотрела примеры и пыталась сделать что-то похожее. А когда на съемке добивалась более-менее нужного кадра, то начинала экспериментировать — меняла свет, позы, фокусные расстояния и прочее. Иногда это выливалось в весьма неплохие результаты, а иногда наоборот. Тогда приходило понимание, что вот такой-то метод или ход — не работает, не для меня и вообще так себе.

Совет: смотрите и сохраняйте самые крутые фотографии, что встречаете. Можно даже их сортировать — завести папку с примерами красивого света, другую с общими идеями, третью с интересной обработкой и так далее. Когда придет момент организовывать фотосессию, эти папочки очень вам помогут.