Как составить портфолио?

Чтобы начать действительно профессионально заниматься фотографией, нужно для начала составить портфолио, чтобы люди имели хоть какое-то представление о том, что вы делаете.

Причем речь идет не только о коммерческой фотографии. Даже если вы решили просто заявить о себе как о творческом человеке, портфолио — это ваша визитная карточка. Многие мечтают давать мастер-классы, публиковаться в изданиях, да и просто получать восторженные отзывы… Без портфолио любые усилия по достижению подобных целей пройдут впустую.

Тут встает несколько вопросов:


  1. Что именно должно входить в портфолио?
Чтобы ответить на этот вопрос, вам придется хорошенько задуматься — а чем именно вы собрались впечатлять и привлекать людей?

Например, если вы собираетесь зарабатывать на фотосессиях, то нужно понять, на каких. На свадебных? На индивидуальных? На детских? Может, вы вообще планируете заниматься фуд-съемкой или зарабатывать, продавая свои пейзажи? Или все сразу?

Потенциальному покупателю/зрителю нужно полноценное представление о вас. Поэтому на каждое направление в идеале нужно иметь отдельное портфолио. Например, вы решили, что вы хотите снимать творческие фотосессии («я весь такой загадочный и необычный, посмотрите») и одновременно зарабатывать на свадебных фотосессиях («я могу и умею снимать свадьбы хорошо, закажите у меня»). Тут, получается, работа с двумя разными аудиториями — любителями творчества и теми, кто ищет профи для своего события.

Первым важно видеть ваши творческие работы, а вот свадебные снимки могут их отпугнуть. Вторым до творчества нет особого дела, им нужно видеть много хороших, качественных и именно свадебных снимков. Так что придется составить два разных портфолио — творческое и свадебное.

2. Где размещать портфолио?

Понятно, что сервисов сейчас — пруд пруди. Да и в социальных сетях можно и нужно размещаться. И сайт свой неплохо бы иметь.

Но как только вы поняли, что вам нужно два (или больше) разных портфолио, тут же придется понять и то, что размещать их в одном месте — почти бессмысленно. Опять же по той простой причине, чтобы вашим зрителям не нужно было искать интересные им сюжеты среди кучи прочего материала. Хотите показать себя творческим — создайте сраничку/паблик/аккаунт, где будет именно это творческое. Хотите зарабатывать на свадебной съемке — создавайте еще одну страничку/паблик/аккаунт для этой цели. И постарайтесь их не смешивать, чтобы не отпугнуть ту или иную аудиторию.

Конечно, иногда можно давать ссылки из одного аккаунта в другой, в стиле «я тут еще и вот этим занимаюсь, вот, перейдите посмотрите». Но размещать в одном месте сразу всё — верный способ потерять внимание аудитории.

Пример: в Инстаграме у меня есть три аккаунта. Один носит довольно личный характер — там заметки из жизни. В этом аккаунте своя цветовая гамма, так что даже если я и захочу показать там свои работы, то буду доводить их по цвету до того состояния, чтобы они вписались в общий стиль профиля, потому что моим подписчикам это нравится.

Второй аккаунт — больше про творческие фотосессии. Там почти никогда не бывает кадров из жизни, зато там много портретов. Причем именно портретов — если мне и доводится снимать пейзажи или еду, там я их публиковать не буду. Ведь на этот аккаунт подписаны люди, которым нравятся именно мои творческие фотосессии. Если я начну кидать туда и пейзажи, и предметку, и свадьбы — многие могут решить отписаться.
Третий аккаунт — про пейзажи. Я периодически путешествую и у меня огромные архивы снимков. Их я публикую там, собирая аудиторию, которая интересуется travel-фотографией.
Сейчас я не занимаюсь съемкой свадеб, но когда занималась — был и еще один аккаунт, где публиковались именно свадебные снимки. Его целью было привлечь потенциальных заказчиков.

3. Какие именно снимки класть в то или иное портфолио?

Тоже очень важная тема. Например, вам нужно создать портфолио с семейной съемкой, чтобы привлечь потенциальных заказчиков. Что в такой ситуации важно?

Во-первых, важен более-менее единый стиль. Заказчик должен хорошо понимать, что ждет его по завершению работы. Если на одних кадрах у вас холодная тонировка, а на других — теплая, то как узнать, в какой тонировке вы сделаете в следующий раз? А заказчику при этом, например, нравятся только теплые тона.

Во-вторых, надо понимать, что какие люди у вас в портфолио — такие и будут привлекаться. То есть если у вас там люди не фотогеничные, то именно такие будут приходить чаще. Если в свадебном портфолио невесты в пышных платьях — то вас чаще будут приглашать на съемку с пышным платьем. Если вы положили в портфолио кадры с выкупа в подъезде — то почти все ваши заказчики будут тоже устраивать выкуп.

В-третьих, нужно учитывать, что смотреть большие подборки с одной съемки — мало кому интересно. Портфолио — это обзор ваших лучших работ, так что пусть их будет не слишком много, но они будут разнообразны. А серии можно выкладывать отдельно — в другие альбомы, в форме постов или под отдельными ссылками.

Другая типичная ошибка — понаделать много-много альбомов типа «Маша на закате», «Настя у дороги», «Света у себя дома» и при этом не сделать альбом-портфолио типа «Портреты». Тогда чтобы понять уровень вашего мастерства, придется бесконечно щелкать от альбома к альбому, где много отнюдь не самых впечатляющих работ. Так представление о вашем профессионализме может невзначай и улетучиться.

4. Где взять хорошие снимки?

Например, вы решили начать зарабатывать на красивых индивидуальных фотосессиях. Для этого вам нужно собрать портфолио. Но те снимки, которые вы уже отсняли, плохо подходят для портфолио — они недостаточно хороши и вряд ли привлекут желающих посниматься дорого и красиво. Что делать?

В идеале нужно найти моделей ТФП, организовать съемку, собрать реквизит и отснять-таки несколько хороших фото. Поскольку портфолио должно быть разнообразным, придется сделать это как минимум раз пять, а то и больше. Собственно, я вот именно так и начинала.

Но на это уходит много времени и ресурсов, так что процесс будет идти долго…

Есть вариант пристроиться к профи и поснимать у него из-за спины — правда, к хорошему ракурсу вас вряд ли пустят. Да и надо еще найти такого профи, который будет не против, что рядом постоянно будет щелкать кто-то еще — а это сложно.

Ну или еще вариант — пойти на обучение и/или посещать воркшопы и мастер-классы, где можно получить знания и пригоршню отличных кадров.


До встречи!