Теперь главный вопрос — зачем это нужно?
Зная отношения между стопами и значениями разных настроек, мы можем предсказать, что нам нужно будет поменять в одной настройке, если была затронута другая.
Например, вы снимаете веселящихся детей. Изначально в ручном режиме вы поставили такие настройки:
1/360сек
ISO 100
f 5,6
Все идет хорошо, но тут один ребенок начинает очень энергично прыгать. Вы понимаете, что если начнете сейчас что-то перенастраивать — то к моменту, как все будет готово, он прыгать уже перестанет. А если ничего не менять — то картинка будет смазанная, так как выдержка сейчас длинновата для такого действия. То есть нужно что-то менять — и очень быстро.
Не отрываясь от объекта съемки, вы колесиком двигаете выдержку примерно до 1/600. Понимаете, что таким образом вы понизили экспозицию на один стоп.
Значит, чтобы кадр снова стал светлым, нужно или открыть диафрагму, или поднять ISO. Я бы выбрала второй вариант — там с цифрами просто. Было 100, надо в два раза больше — 200.
Или все же диафрагма? Было 5,6, делим на 1,4, получаем 4. Ставим.
В итоге — так или иначе — мы получаем точно такой же по освещению кадр, но с акцентом на те характеристики, что нам нужно (на выдержку, в данном случае).
Так ли важно все это знать и уметь делать? Если честно, не особенно. Такой подход был когда-то особенно актуален для пленочной фотографии — там ошибка в выборе настроек стоила дорого — целый кадр на пленке испортишь, а то и два! Сейчас у нас и кадров в запасе много, и полуавтоматические режимы есть, плюс формат RAW — с ним в случае каких-то ошибок в экспозиции можно многое исправить… Короче говоря, работа со стопами перестает быть настолько актуальной. Хотя, каждому уважающему себя фотографу стоит эту информацию знать — в качестве общего образования, так сказать.
А еще термин «стоп» часто используют при работе в студии. Например, фотограф говорит ассистенту: «Уменьши мощность вон того прибора на 1 стоп» — и человек уже знает, что крутить и насколько. К слову, в большинстве случаев в студии на приборах мощность как раз и варьируется в стопах — что довольно удобно.
Экспокоррекция — у камеры и у вспышки — тоже исчисляется в стопах.