О росте фотографа. Начистоту.
Ну что, дружок, пора поговорить начистоту.

Как давно ты последний раз снимал осознанно, для себя, размеренно и с удовольствием?

Снимал ли ты так когда-нибудь вообще?

Как часто ты видишь работы других фотографов — вдохновляющие, продуманные, профессиональные — но такие далекие от тебя?

«Я так не смогу», «Мне еще расти и расти», «Ну, они-то вон сколько лет снимают, а я-то!..», «Вот куплю новую камеру — вот тогда да!», «Да они просто талантливые, а мне приходится вкалывать!», «Они только фотографией занимаются, у них деньги есть, а мне приходится на заводе!..»

Какие еще оправдания у тебя есть? Что еще тормозит тебя?

Кем ты хочешь стать? Какова твоя цель?

Всю жизнь работать в офисе и урывками снимать?

Жаловаться на плохих клиентов и недостаток денег?

Ныть, что тебе не хватает знаний и творческой жилки, чтобы фотографировать лучше?

Есть ли еще какие-то варианты? Ведь живут же люди — спят до обеда, путешествуют, наслаждаются жизнью, фотографируют замечательных людей за приличные деньги… Как им это удалось? Что нужно сделать тебе, чтобы выйти на этот уровень?

Для начала, нужно перестать ныть. И ответить самому себе на некоторые вопросы:
  1. ЧТО ИМЕННО ты хочешь снимать? Людей? Пейзажи? Животных? Предметку? Репортажи? Что-то еще? Невозможно преуспеть во всех направлениях сразу, нужно что-то выбрать. Работая внутри одного жанра ты будешь развиваться гораздо быстрее, чем распыляясь на множество. Выбрал — отлично! Начни организовывать съемки по этому направлению — просто съемки для себя. Удивишься, насколько это будет интересно и продуктивно!
  2. ДЛЯ КОГО ты хочешь это снимать? Для заказчиков? Или для абстрактного зрителя? Проще говоря, будет ли это коммерческая съемка или съемка «я художник, я так вижу»? Ибо это абсолютно разные подходы. В коммерции все снимки делаются таким образом, чтобы угодить заказчику. При этом свое мнение часто приходится засунуть куда подальше. При съемке для себя, наоборот, можно делать все, что угодно. И тогда не ты ориентируешься на зрителя, а зритель сам приходит к тебе.
  3. КАК ты будешь на этом ЗАРАБАТЫВАТЬ? Основная проблема обычно в том, что всем нам, как творческим личностям, хочется именно что снимать для себя. Но пока ты не раскрученный и не прокачанный многолетним опытом фотограф, на этом «для себя» заработать очень трудно. И приходится совмещать творчество и рутину на обычной работе. Хочешь снимать только для себя — терпи. И ищи способы монетизировать свои снимки — через фотостоки, например, или как-то еще. С коммерцией проще — там почти за каждый кадр ты получаешь денюшку, так что через некоторое время можно взять и бросить основную работу. Но тут приходится терпеть непосредственно заказчиков. Короче, на первых порах по-любому придется терпеть. Но это все же проще и интереснее, чем в первом случае. Так что многие начинают именно с коммерции, а потом постепенно от нее уходят, получая прибыль за счет своего имени и опыта — через мастер-классы, публикации в журналах и победы на конкурсах.
  4. КАКАЯ тебе нужна ТЕХНИКА для решения твоих задач? Очень часто мне в личку приходят сообщения типа «Помогите выбрать объектив». Но как тут помочь, если человек сам не знает, зачем этот новый объектив ему нужен? Скажем, коммерческим фотографам обязательно нужно иметь хороший зум. Но и классический портретник при этом не помешает. А тем, кто не занимается съемкой на заказ, нужно поддаться своим чувствам и выбирать объектив, который будет лучше отображать их идеи в снимках. При этом покупать дорогущий зум совсем не обязательно — он вряд ли хоть когда-то пригодится. Свадебщику нужно много вспышек, пейзажисту нужен хорошей штатив и всякие пультики, фильтрики и прочее, детскому фотографу — зумы самых разных сортов и камера с хорошей серийной съемкой. В общем, тут разговаривать можно долго. Мораль в том, что не нужно покупать все и сразу. И не нужно огорчаться, что твоя техника сейчас далека от идеала. Нужно выжимать максимум из того, что есть, и крайне осознанно подходить к выбору нового. Это позволит сэкномить деньги и время и пустить их на другие, не менее важные вещи.
  5. ЧТО еще тебе нужно ИЗУЧИТЬ внутри твоего направления? Например, тебе нравится снимать еду. И ты никак не можешь понять, почему у других она получается свеженькой и чистенькой, а у тебя все какое-то серое и унылое. Снимать и раз за разом, методом тыка подыскивать решение — это, конечно, неплохо. Но долго и изматывающе, потому как ощущения успеха почти не прибавляется. И вот тут нам понадобятся сэкономленные время и деньги — чтобы пустить их на обучение! Платные курсы или бесплатные видео на Ютубе — бери то, на что хватает ресурсов, и ИЗУЧАЙ! Изучай и тут же применяй! Это единственный способ быстро двигаться вперед.
  6. КАК тебе РАСКРУТИТЬСЯ? Раньше этот вопрос особенно перед собой никто не ставил. Сейчас же раскрутка — жизненная необходимость. Более раскрученные подавляют менее раскрученных — даже если работы у первых хуже. Вообще, качество работ сейчас не так уж сильно всех интересует. А вот раскрутка — да. Так что этой теме тоже нужно учиться. Как? Смотрим предыдущий шаг!
Заметили, кстати, что в этом небольшом списке нет вопросов типа «Хорошо ли я снимаю?», «Есть ли у меня талант?», «Не зря ли я вообще в это сунулся?» и прочих подобных?
Все потому, что подобные копания в себе не имеют особенного смысла. Они не ведут вас к результату. Они понижают вашу самооценку, приводят к творческим кризисам и зачастую заставляют убрать зеркалку и снова зажить жизнью обычного офисного планктона или рабочего. И, может, для всего фото-сообщества это и хорошо — меньше фотографов, меньше информационного шума, меньше конкуренции… Но хорошо ли это для тебя? Определенно, нет.

Так что давай, собирай волю в кулак, прописывай ответы на эти вопросы — и действуй! Никто, кроме тебя самого, ситуацию не поменяет. Хватить жить по чужим правилам. Я вот каждый день после утреннего кофе сажусь и прописываю свои правила для себя на день, неделю, месяц или больше. И работаю. Это тяжело, да. К этому надо привыкнуть. Нервно — потому что решения ты принимаешь сам, верные или нет — ясно не сразу. Но! Ты как минимум чувствуешь, что это ты управляешь жизнью, а не она тобой.